Фирменное наименование

Каждая коммерческая организация обязана иметь фирменное наименование. Оно является не только обязательным атрибутом, необходимым для ее существования, но и средством индивидуализации, на которое фирма приобретает исключительное право.

Каким должно быть фирменное наименование, имеются ли какие-либо ограничения относительно его содержания и обладает ли организация правом за защиту своего «коммерческого имени» - читайте в материале.

Материал подготовили

1. Каким должно быть фирменное наименование?

Фирменное наименование должно указывать на организационно-правовую форму (например, ООО) и содержать собственно наименование юридического лица.

Важно, что наименование не может ограничиваться только словами, обозначающими род деятельности, так как в этом случае оно не сможет индивидуализировать организацию.

Фирменное наименование определяется в учредительном документе и включается в ЕГРЮЛ, а с момента государственной регистрации компании у последней появляется исключительное право на него.

2. Что не должно содержать фирменное наименование?

В фирменном наименовании запрещается:

  • использовать официальные названия иностранных государств и слова, производные от них;
  • использовать полные или сокращенные официальные наименования органов государственной или муниципальной власти;
  • использовать наименования общественных объединений;
  • использовать обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали;
  • использовать слова «банк», «кредитная организация» тем юридическим лицам, которые не имеют лицензии на осуществление банковских операций.

Использование в фирменном наименовании слов «Россия» или «Российская федерация» и производных от них обозначений («российский», «федеральный») допускается либо по разрешению компетентного органа, либо в случаях, предусмотренных законом, без такого разрешения.

Несоблюдение указанных требований может повлечь неблагоприятные последствия для организации, а именно – принуждение к смене наименования по решению суда, что случается нередко.

К примеру, в деле № А63-466/2019 ООО «Кипростром» принудили изменить наименование в связи с содержанием в нем сокращения «Кипр».

Очень часто к изменению наименования принуждают организации, которые содержат в нем элемент «рос», который признается производным от наименования «Россия» (дело №А53-918/2021 – ООО «Росдорсервис», дело № А53-34485/2020 – ООО «Ростракторсервис», дело № А67-8876/2020 – ООО «Росметекс»).

3. Как защититься от недобросовестных конкурентов?

Выступая в хозяйственной деятельности под собственным уникальным «именем», фирма приобретает репутацию и известность, чем могут воспользоваться недобросовестные конкуренты, зарегистрировавшись с тождественным или сходным до степени смешения наименованием.

Для защиты правообладателем исключительного права на фирменное наименование, необходимо соблюдение следующих условий:

  • конкурент использует наименование в аналогичной с вами деятельности (принимаются во внимание коды ОКВЭД);
  • правообладатель приобрел исключительное право на фирменное наименование ранее, чем конкурент.

В случае обнаружения недобросовестных действий, нарушающих исключительное право на фирменное наименование, вы можете:

  • потребовать в судебном порядке прекращения использования наименования при осуществлении видов деятельности, аналогичных с вашими;
  • потребовать изменения фирменного наименования нарушителя;
  • потребовать взыскания убытков с нарушителя.

Дополнительным средством понуждения конкурента прекратить нарушения исключительных прав может являться признание компетентными органами его действий актом недобросовестной конкуренции, за что на него может быть наложен штраф от ста до пятисот тысяч рублей.

Получить консультацию эксперта

Материалы по теме